18+
Специальная версия

«Трудный хлеб» концертмейстера

«Трудный хлеб» концертмейстера

Искусство хореографии неразрывно связано с музыкой. Поэтому ни одна репетиция, ни одно выступление просто немыслимо без музыканта-концертмейстера. Простая эта истина, как никому другому, известна нам, педагогам отделения хореографии, которое на протяжении долгих лет существует в Новооскольской школе искусств.

Лично для меня и моей коллеги Т. Н. Муравецкой, концертмейстер - не просто аккомпаниатор и первый помощник, а единомышленник, понимающий нас, балетмейстеров, с полуслова, с полувзгляда, и именно такое тончайшее взаимопонимание во время репетиционной работы помогает «удержать» качественный уровень каждого урока. Вот поэтому самым лучшим своим помощником, своим единомышленником я считаю моего концертмейстера - замечательного педагога Маргариту Владимировну Морозову.
Талантливый музыкант и всей душой преданный своему делу человек, она когда-то закончила нашу школу по классу фортепиано. Вместе со своим педагогом, Е. Л. Широбоковой, стоявшей у самых истоков преподавания нашей, тогда еще обычной музыкальной школы, постигала она не только уроки музыкальной грамоты и техники игры на инструменте, но и бесценные уроки любви к искусству, а также традиции нашего учебного заведения.
К сожалению, Елизаветы Львовны больше нет с нами, а дело ее продолжает жить и звучать неумолкающей музыкой в сердцах ее учеников, а теперь и тех, для кого бывшие ее ученики сами стали учителями.
Несмотря на довольно серьезные карьерные перспективы, появившиеся у нашей Маргариты Владимировны по окончанию Белгородского музыкального училища, а затем - Харьковской консерватории, она, тем не менее, вернулась в свой родной Новый Оскол и в свою родную школу, где сразу же стала работать именно в моем классе хореографии в качестве концертмейстера.
Как молодой музыкант, Маргарита сразу же столкнулась с определенными специфическими трудностями в профессии. Казалось бы, чего проще: садись за инструмент и играй, помогая юным дарованиям осваивать на уроках азы классического, бального или народного танца. Ан, нет. К концертмейстеру на репетиционных занятиях по хореографии - требования особые, и будь ты хоть трижды виртуозом-пианистом, а одного слияния с инструментом, и даже полета души, - мало. Необходимо стать частью целого, неделимого организма, именуемого танцем, в котором участвует и каждый ученик, и педагог-балетмейстер, и ты сам. Хочу открыть вам маленький секрет. Дело в том, что ни одно соответствующее учебное заведение не ведет ни теоретического, ни методического обучения искусству хореографического аккомпанемента, которое можно постичь лишь на практике, в сугубо индивидуальном порядке.
Я, со своей стороны, как старший преподаватель, старалась всячески поддержать молодого музыканта, помочь. Маргарита Владимировна оказалась талантливой ученицей. В самые короткие сроки научилась она понимать и специфику танцевальных движений, и связанный с ними ритмический рисунок, и даже терминологию на французском языке усвоила. Теперь перед каждым занятием мы совместно подбираем музыкальный материал к каждой комбинации, к каждому «па». Уроки идут по заранее обдуманному плану, и очень важно для их усвоения не только собранность и готовность учеников к получениям новых знаний, но и их эмоциональный настрой. Так что огромную роль играет и то, чтобы музыка, подобранная при разучивании танцевальных элементов, нравилась и не надоедала. Именно поэтому Маргарита Владимировна старается всякий раз порадовать учеников чем-то новым, никогда не повторяется, а музыкальный материал берет из своей личной библиотеки нотных сборников, которая у нее за время работы накопилась довольно солидная.
А еще концертмейстер должен быть «эмоционально убедительным» - чувствовать каждый звук, каждую музыкальную фразу, которую исполняет, при этом находясь и внутри процесса обучения, и внутри танцевального движения каждого ученика.
Иногда кажется, будто «в четыре глаза» наблюдает Маргарита Владимировна за происходящим в классе. Неизменно безошибочно выверяет она темп, учитывая и характер музыки, и каждый нюанс, диктуемый музыкальным движением, и логику художественного мышления педагога-хореографа. Очень нелегок «хлеб концертмейстера», да только для нашей Маргариты он в радость.
Добрый, отзывчивый человек, очень грамотный музыкант и педагог, она, кажется, дышит и живет в особом мире своей профессии, всякий раз щедро делясь этим живым и удивительным своим миром искусства звучания танца. Мы долгие годы уже работаем вместе, я искренне надеюсь, что впереди у нас еще много творческих открытий, талантливых учеников и совершенно новых хореографических постановок.

Е. ЗАЗОН,
преподаватель хореографии Новооскольской школы искусств.

2627

Оставить сообщение:

НАПИШИТЕ НАМ
Рекламный баннер 970x90px 970na90
Yandex.Metrica