18+
Специальная версия

Сердце Нового Оскола

Сердце Нового Оскола

История Успенского собора неразрывно связана со всеми поворотами судьбы Нового Оскола. На протяжении веков новооскольцы здесь делились самым главным, самым сокровенным - собор, ровесник города, стал ему не просто храмом - он стал свидетелем всей его жизни, всех эпох. В то время, когда Царев-Алексеев только приступали ставить, без молитвы и без крестного знамения не начинали и не кончали никакое дело. Жизнь, полная опасностей и тяжкого труда, тогда не отделялась от вопросов веры. И потому всегда, когда закладывалась крепость, то вместе с нею начинали тут же строить храм. Так было и в начале Царева-Алексеева.

В 1647 году, с постройкой города-крепости Царева-Алексеева, была построена и деревянная соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя Алексея человека Божия - покровителя царя-основателя Алексея Михайловича. Сюда из Курска царь специальной грамотой за 23 июля перевел безместного попа Ивана Алфимова, который стал первым священником нового города. Он вскоре обнаружил, что собор-то есть, а утвари и всего необходимого для службы - нет. В соборе, кроме стен, не было буквально ничего - ни икон, ни книг, ни колоколов, ни облачений. И потому отец Иван писал царю Алексею Михайловичу челобитную, чтобы он, царь, велел всё нужное до новой церкви новой крепости послать.
Царь внял всем доводам и из Москвы в собор с попом Иваном были посланы иконы, книги и всё нужное. Отец Иван приехал в город, отчитался воеводе князю Василию Петровичу Львову и освятил собор Успения Пресвятой Богородицы 19 сентября, а придел Алексея человека Божия - 3 октября того же года. С тех пор в соборе служба совершалась «повсядневна» - каждый день. А у отца Ивана появился свой помощник - диакон Ларион.
На следующий 1648 год, в октябре, царь послал в соборную церковь Царева-Алексеева серебряный позолоченный крест с частичками мощей апостолов, мучеников, святых и праведных отцов. И вскоре крест не преминул себя на деле проявить - в соседних Валуйках два года подряд случилась засуха, хлеб не взошел, и валуйчане попросили у царев-алексеевцев животворящий крест. Воевода Иван Алферьев отправил крест вместе с отцами в Валуйку, где его встретил воевода Иван Голенищев с валуйчанами. Крест торжественно внесли в церковь, отслужили молебны, посвятили воду, обошли город крестным ходом и... дождь пошел и шел пять дней. После этого валуйчане вернули крест с благодарностью назад. По легенде, серебряный крест царя Алексея Михайловича через годы пропал при пожаре.
С годами Царев-Алексеев разрастался, множились и его церкви. К 1654 году кроме собора в самом городе вокруг него по слободам стояло 9 приходских церквей и отдельный монастырь. В самом соборе в эти годы службу правили два священника, диакон, два дьячка и пономарь. Время шло, сменилось имя города на всем знакомый и родной Новый Оскол. После Алексея Михайловича при его детях - царях Иване, Петре и царевне Софье - в 1690 году построили новое деревянное здание собора, а молодые цари пожаловали в него и новый позолоченный крест с мощами святых.

Постепенно край наш становился безопасным, наполнялся жителями и осваивался. На протяжении XVIII века Новый Оскол утратил своё былое военное значение, но стал административным и торговым центром обширной округи. Деревянный собор приходил в ветхость, и к началу XIX века стало ясно, что уездному Новому Осколу нужен новый собор - каменный.
Новое здание собора в классическом стиле, с двумя приделами и колокольней, было построено «тщанием» ново-оскольцев в 1803 году. Теперь в нём, помимо главного престола Успения Пресвятой Богородицы, были престолы во имя архангела Михаила (южный) и великомученицы Параскевы Пятницы (северный). Известны и имена служителей начала XIX века - в 1821 году здесь были священники Борис Иваницкий и Козьма Николаевский. С ростом города становилось всё больше прихожан, и в 1876 году церковь была расширена к западу с северной и южной сторон.
На протяжении всего XIX века приход рос и укреплялся. Была своя земля и хозпостройки. В 1887 году в церковном доме открылась церковно-приходская школа. В другом доме помещалась богадельня для вдов, сирот и престарелых лиц от духовенства - собор считался обеспеченным и брал на содержание нуждающихся. В начале XX века в соборе служили протоиерей, два священника, диакон и три псаломщика. Кроме церковно-приходской школы, отцы преподавали в городских гимназиях и училищах. Вместе с прилегающими к Новому Осколу хуторами прихожан соборной церкви было свыше
3 тысяч человек. Именно в соборе они венчались, крестили своих детей, провожали в мир иной родных и близких, отмечали праздники и узнавали новости страны.

Революция 1917 года кардинально изменила жизнь народа, а вместе с ним и Церкви. У собора отобрали землю, вклады, метрические книги, церковно-приходскую школу, духовенство низвели до людей второго сорта и обложили дополнительными налогами. В 1921-1922 годах по всем церквям прошло изъятие церковных ценностей - большевики искали золото, но нашли только серебряную богослужебную утварь, ризы с икон и оклады с Евангелий.
В начале 1930-х годов, в условиях сплошной коллективизации и «роста классовой борьбы в деревне» государство перешло к масштабному наступлению на церковь. Храмы стали закрывать по городам и селам сотнями. Весной 1939 года Успенский собор Нового Оскола был закрыт. К этому времени служба во всём районе прекратилась. Безбожники торжествовали.

И через два года грянула война. Война для многих стала временем переоценки ценностей. И многих посреди трагедии страны и человеческого горя привела обратно к Богу. Поэтому, как только Новый Оскол был освобожден, богослужения в Успенском храме возобновились вновь. Настоятелем храма тогда был протоиерей Иван Саввич Титов. Так, 1943 год дал Новому Осколу его день города, а собору, как и всем новооскольцам, - начало новой жизни.
Удивительна судьба соборного псаломщика Дмитрия Павловича Якубенко. Он родился в 1885 году и уже подростком стал петь в Успенском храме. В 1905-1910 годах отслужил в царской армии, вернулся и снова пошел в псаломщики в собор. Вместе с ним пережил революцию, Гражданскую, коллективизацию, Великую Отечественную войну и после освобождения Нового Оскола пришел под своды своего собора снова - петь. Он так и служил еще много лет на этом своём поприще... длиною в жизнь.

После войны на приходе сменилось несколько священников. Одновременно здесь служили два священника и один псаломщик. Здание привели в порядок, но колокольня у него была утрачена. Приходская жизнь наладилась, на большие праздники на службу приходило до двух тысяч человек. В 1960 году община передала райбольнице купленный на церковные деньги автомобиль, который медики отправили на нужды скорой помощи.
В эти годы с Успенским храмом связывает свою жизнь семья священника Василия Ананьевича Герасимчука. При нем в 1964 году произвели полный ремонт здания. Его сын Николай окончил семинарию, духовную академию и в 1984 году пришел служить в родной собор.
Для большинства новооскольцев имя батюшки Николая неразрывно связано с собором и его общиной, с преображением храма и прихожан. В 1988 году был обновлен иконостас. Через два года - колокольня. В 1994 году открылась воскресная школа для детей. В 1995 году были установлены колокола. В 1996 году выполнили капитальный ремонт здания. В 2005 году открыли духовно-просветительский центр.
Главной святыней храма вот уже больше сотни лет остается глубоко почитаемая икона великомученицы Параскевы Пятницы. Она была обретена в XIX веке пастухом в поле, где позже возвели часовню, в советское время утраченную. На этом месте в последнюю пятницу каждого месяца служились с иконой молебны и проводились ярмарки. Сейчас здесь пашня, а икона нашла свой дом в соборе.

Судьба Успенского собора Нового Оскола - удивительна. Собор горел, закрывался, разрушался, но снова и снова оживал. Он превратился в сердце Нового Оскола, пройдя с ним через сотни лет одной истории. Ровесник города, он, как и прежде, - вместе с ним.

П. СУББОТИН,
директор госархива Белгородской области.

2833

Оставить сообщение:

НАПИШИТЕ НАМ
Рекламный баннер 970x90px 970na90